Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
Судьба поколения в лирике А.А. Ахматовой

     И знаем, что в оценке поздней
     Оправдан будет каждый час...
     Но в мире нет людей бесслезней,
     Надменнее и проще нас.
     А. Ахматова
     Анна Андреевна Ахматова необыкновенно, неправдоподобно талантливая и бесконечно мужественная женщина. Ее жизнь и творчество пришлись на сложные годы, когда формировалось совершенно небывалое сообщество — СССР, потом — тяжкие годы репрессий, которые не обошли Ахматову стороной,— был трижды арестован ее единственный сын, Лев Гумилев. А затем грянула война. Но Анна Андреевна не роптала на судьбу и время, в которое довелось жить. Она писала: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
     Сейчас трудно однозначно сказать, кто кого выбрал — она судьбу или судьба — ее, но отпущенное ей свыше время Анна Андреевна прожила достойно, вылив свои переживания, страдания и потери в великие стихи.
     Детство и юность каждый вспоминает с радостью, как золотое время. Очень поэтично описала Ахматова этот период своей жизни.
     В то время я гостила на земле.
     Мне дали имя при крещенье — Анна,
     Сладчайшее для губ людских и слуха.
     Так дивно знала я земную радость
     И праздников считала не двенадцать,
     А столько, сколько было дней в году.
     Позже, повзрослев, переживая потери и несчастья, Ахматова никогда не роптала, она знала, что за все надо платить, и безропотно платила счастьем, разлукой с близкими, забвением ее имени, не хотела лишь одного — покидать Россию. Это было священно.
     Мне голвс был. Он звал утешно,
     Он говорил: «Иди сюда,
     Оставь свой край глухой и грешный,
     Оставь Россию навсегда.
     ...
     Но равнодушно и спокойно
     Руками я замкнула слух,
     Чтоб этой речью недостойной
     Не осквернился скорбный дух.
     В этих строках звучит не жертвенность и готовность страдать, а непреклонная вера в свою правоту. Автор еще не знает, чем хотел бы заняться, но убежден, что будет полезен Родине, не побоится никаких трудностей, все выдержит. И Ахматова прошла свой скорбный путь достойно.
     В двадцатые годы она много переводила, вела исследовательскую работу по творчеству Пушкина, затем увлеклась архитектурой Петербурга. Что бы ни делала Анна Андреевна, все у нее получалось изысканно и блестяще. Ее не печатали, но запретить ей писать было невозможно. Только творчество спасало Ахматову от того хаоса и шабаша, которые творились в те годы вокруг. В стихотворении «Муза» Анна Андреевна вскользь упоминает об этом:
     Когда я ночью жду ее прихода,
     Жизнь, кажется, висит на волоске.
     Что почести, что юность, что свобода
     Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
     И вот вошла. Откинув покрывало,
     Внимательно взглянула на меня.
     Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
     Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
     Поэт неотделим от своей эпохи и народа, он болезненнее и острее переживает все несчастья, выпадающие на долю его поколения и страны. В поэме «Реквием» Ахматова рассказала о той беде, которая постигла Россию и ее лично в 30-40-е годы. Эта сопричастность общей трагедии роднит поэта с простыми людьми. Ахматова живет теми же переживаниями и болью, что и большинство ее сверстников.
     Это было, когда улыбался
     Только мертвый, спокойствию рад,
     И ненужным привеском болтался
     Возле тюрем своих Ленинград...
     ...
     Показать бы тебе, насмешнице
     И любимице всех друзей,
     Царскосельской веселой грешнице,
     Что случится с жизнью твоей —
     Как трехсотая, с передачею,
     Под Крестами будешь стоять
     И своей слезою горючею
     Новогодний лед прожигать.
     
     Позже она гордо заявит, что
     
     Нет, и не под чужим небосводом,
     И не под защитой чужих крыл —
     Я была тогда с моим народом.
     Там, где мой народ, к несчастью, был.
     Это право она выстрадала и не сломалась, осталась верна своему стилю жизни, стихосложению, вере в свое высокое предназначение. Ахматова понимала, что время быстротечно, как бы оно ни было трагично, поэтому старалась запечатлеть его в своей лирике. Это был период великих свершений и столь же роковых, непоправимых ошибок. Она принимала его таким, каков он был. В этом сказалась ее особая мудрость и поэтическое предвидение.
     Творчество Анны Андреевны пронизано надеждой и предчувствием лучших времен, она никогда не падала духом, хотя мысли были всякие.
     Кому и когда говорила,
     Зачем от людей не таю,
     Что каторга сына сгноила,
     Что Музу засекли мою.
     И всех на земле виноватей
     Кто был и кто будет, кто есть...
     И мне в сумасшедшей палате
     Валяться — великая честь.
     Потом грянула Великая Отечественная война, и Анна Ахматова ни на минуту не усомнилась в грядущей победе России. Она чуткой душой поэта сознавала, что победа дастся дорогой ценой.
     Не страшно под пулями мертвыми лечь,
     Не горько остаться без крова,—
     И мы сохраним тебя, русская речь,
     Великое русское слово.
     Свободным и чистым тебя пронесем,
     И внукам дадим, и от плена спасем
     Навеки!
     Волею судьбы она оказалась в тылу, жила и работала в Ташкенте, но при первой же возможности выехала в освобожденный от блокады Ленинград и ужаснулась тем переменам, которыми встретил ее город. Об этом варварстве она поведала миру:
     О, горе мне! Они тебя сожгли...
     О, встреча, что разлуки тяжелее!..
     Здесь был фонтан, высокие аллеи,
     Громада парка древнего вдали...
     Много выстрадав и пережив, Анна Андреевна осталась верна себе, своему поэтическому таланту, России, которой была преданна до конца.
     В последней своей поэме «Без героя» она признавалась в любви родному Петербургу, который был для нее олицетворением России, ее духа:
     А не ставший моей могилой,
     Ты, крамольный, опальный, милый,
     Побледнел, помертвел, затих.
     Разлучение наше мнимо:
     Я с тобою неразлучима,
     Тень моя на стенах твоих...