Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
Тема родины в русской литературе (по произведениям А.А. Ахматовой)

     Обычно наиболее остро тема Родины встает в литературе в периоды войн, революций и т. п., то есть тогда, когда человеку необходимо совершить свой нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века, чему способствовали несколько революций, Гражданская и Первая мировая войны.
     Новая идеология, которую принесла с собой революция, была
     неприемлема для многих людей как старого, так и нового поколений русской интеллигенции.
     Ахматова с самого начала не приняла революцию и никогда не меняла своего отношения к ней.
     Вполне закономерно, что при таких политических событиях возникает проблема эмиграции, которая действительно сильно коснулась России в первой половине XX века. Многие поэты, писатели, художники и музыканты, близкие Ахматовой, уехали за границу, навсегда покинув Родину.
     Не с теми я, кто бросил землю
     На растерзание врагам.
     Их мести я не внемлю,
     Им песен я своих не дам.
     Но вечно жалок мне изгнанник,
     Как заключенный, как больной.
     Темна твоя дорога, странник,
     Полынью пахнет хлеб чужой...
     1922 г.
     Ахматова не осуждает тех, кто уехал, но и четко определяет свой выбор, так как для нее эмиграция невозможна:
     Мне голос был. Он звал утешно,
     Он говорил: «Иди сюда,
     Оставь свой край глухой и грешный,
     Оставь Россию навсегда...
     
     ...Но равнодушно и спокойно
     Руками я замкнула слух,
     Чтоб этой речью недостойной
     Не осквернился скорбный дух.
     1917 г.
     Но родиной в стихах Ахматовой является не только Россия, но и Царское Село, Петербург, Слепнево. Она описывает места, дорогие прежде всего ей самой, свою родину; но тем не менее эти автобиографические черты не вырываются из общего контекста проблем, затрагиваемых поэтессой. Она рассматривает свои личные впечатления и переживания, сопоставляя их с общечеловеческими.
     У Ахматовой много стихов, посвященных Петербургу — Петрограду — Ленинграду, городу, с которым так тесно была связана ее судьба.
     И мы забыли навсегда,
     Заключены в столице дикой,
     Озера, степи, города
     И зори родины великой.
     В кругу кровавом день и ночь
     Томит жестокая истома...
     Никто нам не хотел помочь
     За то, что мы остались дома,
     За то, что, город свой любя,
     А не крылатую свободу,
     Мы сохранили для себя
     Его дворцы, огонь и воду...
     В стихотворениях Ахматовой Петербург — это не символ чего- то, это сам город: «...Мы сохранили для себя // Его дворцы, огонь и воду...» Хотя в некоторых стихотворениях он может быть и символом России в конкретный момент времени, когда на примере одного города показывается судьба целой страны или эпохи. Строки из того же стихотворения «Петроград, 1919»:
     Иная близится пора,
     Уж ветер смерти сердце студит,
     Но наш священный град Петра
     Невольным памятником будет.
     1920 г.
     Ахматова рассматривает события в России не только как политические, но и придает им вселенское значение. И если у А. Блока в поэме «Двенадцать» революция — это разгул стихий, вселенских сил, то у Ахматовой это — кара Божья. Поэтесса обращается к библейским источникам. Например, стихотворение «Лотова жена» (1922—1924 гг.):
     И праведник шел за посланником Бога,
     Огромный и светлый, по черной горе.
     Но громко жене говорила тревога:
     Не поздно, ты можешь еще посмотреть
     На красные башни родного Содома,
     На площадь, где пела, на двор, где пряла,
     На окна пустые высокого дома,
     Где милому мужу детей родила...
     Ахматова оправдывает ее поступок:
     Лишь сердце мое никогда не забудет
     Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
     Это не просто библейская притча, переложенная на стихи, Ахматова сравнивает судьбу своей Родины с Содомом, как позже с Парижем в стихотворении «В сороковом году»: «Когда погребают эпоху...» Это не смерть Петербурга или России, это смерть эпохи; и Россия не единственное государство, которое постигла эта участь. Все закономерно: у всего есть свой конец и свое начало. Ведь любая новая эпоха начинается обязательно с крушения старой. Возможно, поэтому в стихах Ахматовой есть и светлые ноты, предвещающие рождение нового времени.
     ...Но с любопытством иностранки,
     Плененной каждой новизной
     Глядела я, как мчатся санки
     И слушала язык родной.
     И дикой свежестью и силой
     Мне счастье веяло в лицо,
     Как будто друг от века милый
     Всходил со мною на крыльцо
     1929 г.
     В поэме «Реквием» Ахматова продолжает свой поэтический прием, встраивая свои автобиографические переживания в контекст целой современной эпохи. Поэма так и начинается:
     Нет, и не под чуждым небосводом,
     И не под защитой чуждых крыл, —
     Я была тогда с моим народом,
     Там, где мой народ, к несчастью, был.
     1961 г.
     Опять же она возвращается к проблеме эмиграции и указывает на то, что для нее нет и не было другого выхода, как только остаться на Родине вместе со всем народом.
     Поэма посвящена трагедии матери, потерявшей сына. И опять Ахматова решает ее характерными для себя художественными средствами. Она описывает себя и свою трагедию, но сопоставляя ее с трагедией всех матерей, как стоящих с ней сейчас в этой очереди, так и матерей всех времен. Ахматова приводит несколько исторических картин, создавая тем самым собирательный образ:
     Смертный пот на челе... Не забыть!
     Буду я, как стрелецкие женки,
     Под кремлевскими башнями выть.
     Ахматова сравнивает также себя и всех женщин с Богоматерью, потерявшей сына:
     Магдалина билась и рыдала,
     Ученик любимый каменел,
     А туда, где молча Мать стояла,
     Так никто взглянуть и не посмел.
     Сама композиция поэмы говорит о евангельском подтексте: Посвящение, Вступление, Приговор, К смерти, Распятие, Эпилог.
     И опять, уже в шестидесятые годы, Ахматова возвращается к теме Родины. Вновь появляются стихи о дорогих и памятных местах: «Царскосельская ода» (1961 г.) и т. п., звучащие как ностальгия по ушедшей эпохе.
     В стихотворении «Родная земля», которое начинается строками из стихотворения 1922 года:
     И в мире нет людей бесслезней,
     Надменнее и проще нас...
     Ахматова продолжает тему Родины. Это не Петербург 1913 года или уже Ленинград; это не революционная Россия; это Россия вообще, такая, какая она есть сама по себе и какая она для каждого, родившегося в ней:
     Но ложимся в нее и становимся ею,
     Оттого и зовем так свободно — своею.