Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, толкование, оценка)

     Анализ стихотворения
     
     1. История создания произведения.
     
     2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
     
     3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
     
     4. Особенности композиции произведения.
     
     5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
     
     6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
     
     Стихотворение «Песня последней встречи» относится к раннему периоду творчества А.А. Ахматовой. Оно было создано в 1911 году и вошло в сборник «Вечер». Произведение относится к любовной лирике, жанр его определен самой поэтессой – песня. Основная тема – любовь, расставание близких людей.
     
     Стихотворение построено в форме исповеди, рассказа героини о своих чувствах, вероятно, после встречи с дорогим ей человеком. Первая строфа построена по принципу антитезы. Внешнее поведение героини контрастно по отношению к ее чувствам, переживаниям:
     
      Так беспомощно грудь холодела,
      Но шаги мои были легки.
      Я на правую руку надела
      Перчатку с левой руки.
     
     Душевное состояние героини здесь передано с помощью характерной детали ее поведения: «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки». Ахматова здесь остается в рамках традиционного для нее психологизма.
     
     Лирическая героиня остро переживает расставание с любимым, внешний мир предстает перед ней в искаженном виде. Вместе с тем она ищет созвучия своим чувствам в мире природы. Чувства ее отражаются в «осеннем шепоте» кленов:
     
      Показалось, что много ступеней,
      А я знала – их только три!
      Между кленов шепот осенний
      Попросил: «Со мною умри!
     
     В этой строфе также присутствует антитеза. Мы ощущаем дисгармонию между чувствами героини, ее восприятием окружающего мира и ее сознанием. При этом героине кажется, что мир природы родствен ее чувствам. В шепоте осенних кленов она слышит жалобы на «переменчивую, злую судьбу». И на минуту ей словно становится легче:
     
      Я обманут моей унылой,
      Переменчивой, злой судьбой».
      Я ответила: «Милый, милый!
      И я тоже. Умру с тобой…»
     
     Все чувства героини предельно обострены. Мотив разлуки сливается у Ахматовой с мотивом смерти, злого рока, судьбы, вечности. Уход из дома становится прощанием с любовью, со своим недавним счастьем, со всем, что так дорого сердцу. Это прощание навсегда, поэтому в искренних исповедальных интонациях героини слышится грусть и отчаяние. Эти переживания подчеркнуты эпитетами («унылой, переменчивой, злой судьбой», «темный дом»), глаголами в прошедшем времени. В последней строфе возникает характерная деталь – «равнодушно-желтый огонь» свечей в спальне того дома, который она покинула навсегда. Деталь эта обретает значение символа: равнодушно-желтый огонь не сможет согреть или осветить осиротевший, «темный дом».
     
     Таким образом, в основе композиции произведения лежит исповедь героини, построенная на основе антитезы. Стихотворение написано анапестом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэтесса использует немногочисленные средства художественной выразительности: олицетворение («кленов шепот осенний»), метафору («Так беспомощно грудь холодела»), эпитет («темный дом», «равнодушно-желтым огнем»), ассонанс («Так беспомощно грудь холодела»), аллитерацию («Я на правую руку надела перчатку с левой руки»).
     
     Таким образом, стихотворение «Песня последней встречи» ярко характеризует поэтику раннего творчества Ахматовой. Как заметил В.М. Жирмунский, «у Ахматовой явления жизни душевной вполне отчетливо отделены от факторов внешней жизни; душа не переливается через край, не затопляет собою внешнего мира; переживания и внешние факты развиваются параллельно другу другу и независимо друг от друга, причем иногда даже в противоположных направлениях»[203 - См.: Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.].