Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка)

     С революцией 1917 года в Ахматовой всё сильнее пробуждается сознание Родины. Ни ужас большевистской диктатуры, ни лики нищеты, холода, тьмы — ничто не могло заставить Ахматову покинуть Россию. Не скитания пугали женщину, а неверность своей стране. Время летело, но тема Родины оставалась в поэзии Ахматовой ведущей.
     Ленинград. 1961 год. Ахматова создаёт стихотворение, ведущее свои корни из её произведений революционных лет. Его название звучит до боли просто и ласково — « Родная земля ». Поэтесса вновь обращается к философско-гражданской теме, раскрывая сложное для русского человека понятие Родины:
     В заветных ладанках не носим на груди,
     О ней стихи не сочиняем,
     Наш горький сон она не бередит,
     Не кажется обетованным раем...
     В душе Ахматовой образ России многогранен, многолик. Россия для неё — прежде всего, родная, русская земля, хранящая в себе прах отцов и дедов. Россия — страна, объединяющая людей политически, социально, культурно. Россия — родина человека, о которой тот даже не вспоминает.
     Ахматова говорит о том, что образ родной земли каждый из нас хранит в душе, не продаёт и не покупает его. Однако, страдая, мы не думаем о страданиях, выпавших на долю нашей родины:
     Не делаем её в душе своей
     Предметом купли и продажи,
     Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
     О ней не вспоминаем даже.
     Стихотворение «Родная земля» начинается ёмким эпиграфом — ахматовскими строками 1922 года:
     И в мире нет людей бесслёзней,
     Надменнее и проще нас...
     Эпиграф отражает всю сложность и противоречивость нашего сознания. Если здесь слово обращено на нас, то в стихотворении — на наше восприятие родины, на описание нашей жизни на её земле. Это Россия в целом, такая, какая она есть для каждого, родившегося и живущего на ней.
     Стихотворение состоит из трёх неравнозначных частей, связанных единой идейно-тематической проблематикой. Произведение построено на смысловой антитезе, отражающей на глубинном уровне противоречивость восприятия родной земли. Композиционно автор показывает это разделением стихотворения на строфы равного объёма. Первая строфа — первая часть произведения — перечисление тех черт нашего отношения к родине, которые можно назвать чуждыми всякому патриотизму. Каждая строка — новый укор поэтессы в нашу сторону. Первую часть стихотворения можно назвать « отрицательной », так как в её основе заложено отрицание « не »:« не носим », « не сочиняем », « не вспоминаем ». Каждая строка содержит в себе это резкое, острое «не». Но одновременно, благодаря ему, мы яснее различаем антитезу первой и третьей частей. Начальному «не» Ахматова противопоставляет «но», такое веское и значимое, что две последние строки стихотворения перекрывают всё его предыдущее звучание:
     Но ложимся в неё и становимся ею,
     Оттого и зовём так свободно — своею.
     Конец произведения настолько силён в идейном отношении, что мотив своего рода упрёка соотечественникам сменяется мотивом особого чувства любви и уважения к русской земле. Поэтесса не боится называть её «своею». Рядом с этим словом она ставит наречие «свободно». Так в 1960-е годы в СССР Ахматова прямо и уверенно провозглашает свободу слова, но пока только в отношении родной земли.
     Важную роль в построении смысловой цепи стихотворения играет вторая часть. Она специально отделена от двух других частей, так как отличается иным ритмом, размером, интонацией. Первые две строки начинаются с анафоры. Ахматова открыто соглашается с укорами первой строфы, честно признаётся в общих грехах:
     Да, для нас это грязь на калошах,
     Да, для нас это хруст на зубах...
     В первой части земля и человек на ней отделены друг от друга стеной непонимания. Дисгармония в отношениях приводит к чуждости судеб страны и людей. Во второй части показано некоторое сближение, однако непонимание ещё остаётся:
     И мы мелем, и месим, и крошим
     Тот ни в чём не замешанный прах...
     Важно отметить, что вторая и третья строфы соединены запятой. Да, именно соединены, а не разделены. Этим знаком препинания поэтесса плавно переходит к главной идее своего стихотворения. Третья часть воссоединяет человека с землей. Теперь они — единое целое. Человек рождён землей и, умирая, вновь возвращается в её лоно. Последние строки провозглашают их родственные отношения. Общая судьба страны и народа становится в стихотворении невидимой, но прочной связью матери-земли с её детьми.