Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
Стихотворение А.А. Ахматовой «Слаб голос мой, но воля не слабеет...» (восприятие, истолкование, оценка)

     Лирика Ахматовой — одно из ярчайших явлений русской литературы XX века. По своей глубине и философской насыщенности она по праву стоит в одном ряду с именами А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета. Уходя своими корнями в век XIX и являясь продолжателем лучших традиций русской поэтической школы, Ахматова создала свой собственный, ни на что не похожий лирический мир.
     Уже с первых сборников поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм
     стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
     Стихотворение «Слаб голос мой, но воля не слабеет...» является одним из самых ярких примеров философской лирики Ахматовой. Стихотворение по своей идее во многом перекликается со стихотворением «Я научилась просто, мудро жить...» и другими произведениями поэтессы, в которых ощущается влияние пушкинской эстетики и его гуманистического мировоззрения. Чувствование мира Ахматовой столь же гуманистично и близко природе, как и у великого русского поэта. Естественность и красота того, что происходит вокруг, является для Пушкина своеобразным мерилом духовности человека. Понимание законов природы и принятие их в качестве высшего арбитра в оценке человеческой жизни — основной постулат Пушкина. У Ахматовой также сравниваются два мироощущения: в основу которого положена любовь-страсть и другое — в фундаменте которого находится любовь к миру как Божьему творению.
     Слаб голос мой, но воля не слабеет,
     Мне даже легче стало без любви.
     Высоко небо, горный ветер веет,
     И непорочны помыслы мои.
     Только природа, бытие дает человеку силы, является для него источником неисчерпаемой энергии. Печаль и грусть в мире преходящи, время залечивает все раны. Человек снова становится способен видеть и чувствовать мир, ценить красоту Божьего творения. Страсть, иссушающая душу и захватывающая человека целиком, постепенно улетучится, подобно тому, как это происходит со своего рода «затмением рассудка» в пушкинских «Бесах», «Метели» и «Гробовщике» из «Повестей Белкина». Любовь — прекрасное и удивительное чувство, но оно не должно затмевать для человека весь остальной мир. Именно поэтому в стихотворении явственно ощущается подтекст: героиня, словно пережив болезнь, возвращается в нормальное состояние, к ней возвращаются зрение и слух (знаменитое пушкинское «виждь и внемли»).
     Ушла к другим бессонница-сиделка,
     Я не томлюсь над серою золой...
     И башенных часов кривая стрелка
     Смертельной мне не кажется стрелой.
     В чем-то сходная трактовка любви присутствует у И. Бунина, который также проводит четкое разграничение между любовью и страстью. Если любовь — это возвышающее душу человека чувство, наполняющая мир новыми красками, светом и радостью, то страсть — это наваждение, иссушающее душу, лишающее сил, заслоняющее собой все Божье творение и постепенно замещающее его (например, рассказ «Митина любовь»).
     Говоря о поэзии Ахматовой, А. Блок однажды сказал, что поэт должен творить так, как если бы находился перед лицом Бога, Ахматова же пишет, словно перед ней (на месте Бога) — мужчина.
     Эту своего рода двойственность подмечали многие исследователи. С одной стороны — поэзия как высшее предназначение, «разговор с Богом», но с другой — ахматовская поэзия это и женская поэзия, обращенная «к мужчине». По существу, два взаимоисключающих понятия. Но именно и примечательна поэзия Ахматовой тем, что в ней она мучительно преодолевает это расстояние, переходя от «общения с мужчиной» к «разговору с Богом». Характерно, что в ее стихах постепенно становится заметно меньше манерности, декадентской вычурности и экзальтированности чувств. Мало того, она словно полемизирует с самой собой, но только вчерашней, противопоставляя обыкновенность, «чувства простоту» декадентскому надрыву прошлых лет. По существу, Ахматова меняет эстетику, претерпевает коренные изменения творческой манеры. В стихах для нее открылся Бог, и образ мужчины померк, сделался мал и незначителен.
     Как прошлое над сердцем власть теряет!
     Освобожденье близко. Все прощу,
     Следя, как луч взбегает и сбегает
     По влажному весеннему плющу.
     Однако до конца преодолеть «женскую природу» своего творчества Ахматова так и не смогла. Да и вряд ли это было нужно. В своих стихах она запечатлела куда более важную вещь: сам переход от одного мировоззрения к другому, весь драматизм утраты идеала, а затем поиск и обретение иного смысла жизни.
     Итак, стихотворение является ярким примером философской лирики Ахматовой. Усваивая традиции русской поэтической школы (в особенности через поэтический мир Пушкина), Ахматова развивает их, насыщает свои стихи психологизмом, придает им особую, доверительную интонацию.
     Творчество А. Ахматовой оказало огромное влияние на русскую поэзию XX века. Во многом под ее влиянием сформировалось мастерство таких поэтов, как М. Цветаева, И. Бродский и многих других.