Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
«Тяжелая лира» (творчество В.Ф. Ходасевича)

     Теперь себя я не обижу:
     Старею, горблюсь, но — коплю
     Все, что так нежно ненавижу
     И так язвительно люблю.
     В. Ходасевич
     Владислав Фелицианович Ходасевич был не столь популярен, как, скажем, А. Блок, К. Бальмонт, Г. Иванов, но тот, кто познакомится с его лирикой, поймет, что он занимал достойное место среди поэтов серебряного века.
     Ходасевич родился в Москве, отец его был поляк, а мать крещеная еврейка. Несмотря на то что Ходасевич был католиком, это не отняло у замечательного поэта мучительного права проклинать и любить свое отечество. Во время революции 1917 года Ходасевич был уже зрелым поэтом. В 1922 году вышла его книжка стихов «Тяжелая лира» под маркой «ГИЗ, Москва — Петроград». В том же году он уехал жить за границу и свои дни закончил во Франции, в 1939 году.
     «Тяжелая лира» — последняя книга поэта, изданная на родине. Я считаю, что Владислав Ходасевич ярко выразил в ней свое отношение к времени революционных перемен в России, к новому социальному укладу.
     Долгое время наши критики характеризовали его как «белоэмигранта-перебежчика» или «одаренного поэта, пытавшегося противостоять потоку жизни и общему движению искусства». Были и такие характеристики: «стихи его написаны от лица человека, которого ветер революции выгнал из мышиного подполья и который как бы случайно оказался на крутом перепутье истории и с величайшей скукой смотрит на происходящее в мире». Литературовед Ю. Тынянов в 1924 году тоже «пнул» Ходасевича: «обычный же голос Ходасевича, полный голос — для нас не стоящий».
     Однако Тынянов ошибся. В демократической России разглядели, что автор «Тяжелой лиры», мучительно переживая разлад с действительностью, отвергал новый уклад жизни в России:
     Довольно! Красоты не надо.
     Не стоит песен подлый мир.
     Померкни, Тассова лампада,
     Забудься, друг веков, Омир!
     
     И Революции не надо!
     Ее рассеянная рать
     Одной венчается наградой,
     Одной свободой — торговать.
     Это видно из стихотворений «Люблю людей, люблю природу», «День», «Слепая сердца мудрость». Ходасевич один из немногих поэтов, на мой взгляд, который ясно сознавал свою правоту:
     И вот, Россия, «громкая держава»,
     Ее сосцы губами теребя,
     Я высосал мучительное право
     Тебя любить и проклинать тебя...
     Ходасевич безболезненно отказался от символизма с его мифотворческими изысками и одним из первых поэтов серебряного века перешел к горьким и точным словам о бренности всего живого, о волчьей враждебности к недавним друзьям, готовым с собачьей преданностью служить новым хозяевам жизни. Он призывал подняться над всем этим:
     Перешагни, перескочи,
     Перелети, пере — что хочешь —
     Но вырвись: камнем из пращи,
     Звездой, сорвавшейся в ночи...
     Сам затерял — теперь ищи...
     Я замечаю, что сегодня поэзия Владислава Ходасевича находит все больше и больше почитателей. Это и должно было случиться. У Ходасевича, так же как у О. Мандельштама, Георгия Иванова, Константина Бальмонта, — блистательная душа поэта серебряного века.