Школьные сочинения по литературе
Поиск
Интересно
Человек в эпоху сталинизма... (по рассказам В.Т. Шаламова)

     Душу я не сдам...
     В.Шаламов
     XX век... Он войдет в историю человечества как век, объявивший войну людям и всему живому, а Гитлер со Сталиным будут названы великими инквизиторами. Но именно сталинизм проявил свою последовательность в отношении к простому человеку. В 1937 году он превратил крестьянина и ученого, рабочего и врача в узника Гулага, раба.
     Завесу секретности, под которой долгое время был скрыт Гулаг, приподнимает «лагерная» литература. Из
     «Колымских рассказов» В.Шаламова мы узнаем о судьбах жертв того времени. Сделав документальность основой своего письма, автор с большой художественной силой воссоздает как бы два лагеря в стране: один — колымский, другой — на воле. Сам писатель неоднократно утверждал, что читатель XX века устал от выдуманных рассказов и что «новая» проза должна основываться на факте.
     Если погрузиться в мир, рисуемый автором, становится очень больно и страшно. Ведь перед нашими глазами буквально вспыхивают ужасные картины советских лагерей, в которых процветали беззаконие, бесчеловечность, насилие над «своими». При этом очевидно, что многочисленные гулагов- ские детали — бараки, лозунги о труде («деле чести, доблести и геройства»), доносы и приговоры без суда и следствия — составляют слепок жизни страны в целом. Мир В.Шаламова трагичен, но, что примечательно, автор не претендует на роль судьи. Напротив, доверительность и неспешность повествования, лаконизм и отсутствие патетики — вот характерные черты писательской манеры Шаламова.
     Единственное, к чему он был непримирим, так это к политическим спекуляциям на лагерной теме. В рассказах «Плотники», «Артист лопаты» и других автор выражает свое несогласие с представлением о том, что в советских лагерях люди истово и радостно трудились «на благо Родины». «Лагерь был местом, где учили ненавидеть физический труд, ненавидеть труд вообще».
     При этом писатель не забывал своей главной задачи: изобразить человека в ситуации «зачеловечности», когда искажаются такие вечные понятия, как дружба, любовь, жизнь. А ведь именно человеческая жизнь в «Колымских рассказах» подчас ничего не стоит, и спасти её может только случай. Хотя в то же время свое существование в лагере можно было изменить: стать доносчиком. Но для Шаламова это было совершенно неприемлемо. Таким образом, ясно, что для его героев существовали только два пути: духовное падение («Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону») и духовное возрождение человека в лагере («Душу я не сдам»).
     Центром же моего анализа будет рассказ «Лида», который запомнился мне больше всего. Как обычно у Шаламова, сюжет прост и вместе с тем внутренне драматичен. Молодая девушка, «бытовичка», спасаясь от домогательств своего начальника, делает попытку лечь в больницу. Благодаря бескорыстной помощи фельдшера Криста она сумела остаться в больнице и стала работать в учетной части. Через два года уже «никто», кроме фельдшера, и «не помнил, как положили девушку в больницу. Нужно было узнать, помнит ли это Лида». Случай вскоре представился. Так как девушка печатала документы на освобождение, Крист попросил ее пропустить букву «т» в графе его судимости. Эта буква фактически ставила вечное клеймо на человеке: «троцкистов» на воле долго не держали, а арестовывали вновь. Несмотря на огромный риск, Лида сделала это, и, что примечательно, слова благодарности она не услышала. «За такое — не благодарят». Когда-то Крист спас ей жизнь, теперь она отплатила ему тем же.
     В результате, раздумывая над человеческими отношениями в эпоху гулаговского мира, В.Шаламов делает вывод: «В лагере виноватых нет. Если не ты, то тебя...» Я же при всей благодарности писателю за его книги не могу согласиться с таким мнением. И оппонентом Шаламова мне представляется А.И. Солженицын, который не снимает вины с человека, попадающего в лагерь.
     Рассказ «Один день Ивана Денисовича» был задуман автором на общих работах. «Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем». Главный герой Шухов стал для нас символом противостояния фашизму по-советски. Он обвиняет всей своей судьбой честного крестьянина и воина, попавшего из немецкого плена в свой. Так что же помогло герою выжить? Не лизание тарелок и доносы, а работа, живучесть.
     Если в рассказах В.Шаламова труд уродует человека, убивает его, то у А.Солженицына работа — некое спасение. Не случайно Иван Денисович, как и всякий настоящий русский крестьянин, — на все руки мастер. Отказываясь от судьбы красилей, добывающих легкий хлеб, Шухов, однако, готов работать даже после сигнала о конце рабочего дня. О любви и уважении героя к труду говорит и его отношение к инструментам: у него есть иголка (большая редкость в лагере), он прячет хороший мастерок и не может выбросить в снег кусок ножовочного полотна, потому что это — будущая работа и хлеб. Можно сказать, что Шухов спасает себя сам, спасает трудом, народной правдой, мудростью. Ив этом я вижу главное отличие прозы В.Шаламова от А.Солженицына: у последнего остается вера в человека.
     Заканчивая сочинение, не могу не признаться, что весь ужас фашизма в его разнообразных проявлениях я
     поняла и оценила именно из «Колымских рассказов» и «Одного дня Ивана Денисовича».